Приложение 1

                                                                                                                                      К приказу от «07» сентября 2021 № 291

 

 

Положение о социально — психологической службе

  1. Общие положения

1.1. Положение о социально — психологической службе (в дальнейшем СПС) разработано в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Настоящее положение регулирует деятельность социально – психологической службы в Оловяннинском районе. Социально – психологическая служба является одним из структурных компонентов целостной системы образовательной деятельности района, который обеспечивает социально-психологическое сопровождение образовательного процесса.

  1. Цели и задачи социально — психологической службы

2.1. Целью деятельности социально — психологической службы является личностная и социальная адаптация детей и подростков в процессе обучения в школе, социально-психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса, способствующих личностному развитию, саморазвитии и социализации ребенка.

2.2. Задачами деятельности социально – психологической службы являются:

— преемственность  ДОУ и школы;

— обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности ребенка, ее социализации и профессионального становления;

— осуществление профилактики возникновения социально-психологической дезадаптации, создание правового пространства школы;

— адекватное определение проблемы обучающегося и правильная ориентировка в ней ребёнка, его семьи;

— обеспечение условий для решения проблемы обучающегося и его семьи, создание условий для защиты подростка от влияния агрессивной социальной среды;

— помощь семье в создании у подростка мотивации к учению; сохранение учебного потенциала и потенциала развития учащегося; обеспечение всех участников образовательного процесса информацией о естественных склонностях и способностях ребёнка;

— осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые находятся в трудной жизненной ситуации;

— изучение социально-психологических проблем воспитательной деятельности, стиля руководства учебно-воспитательным процессом, выявление ошибок с целью предотвращения их негативного влияния на жизнедеятельность образовательного учреждения;

— содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами образовательного процесса;

— содействие развитию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствующих их нравственному становлению, как социально-значимой личности; содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи;

— внедрение в деятельность школы психолого-педагогических технологий по обучению и воспитанию учащихся с трудностями школьной и личностной адаптации;

— оказание консультативной помощи ребенку, его родителям или лицам, их заменяющих, и педагогам по разрешению конфликтных ситуаций в семейной и школьной среде;

— проведение консультативно-просветительской работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;

— консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связанным с охраной психического здоровья детей;

III. Принципы деятельности социально – психологической службы

3.1. принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном и постоянном сотрудничестве специалистов СПС с другими педагогическими работниками школ, д/с  по разрешению социально-психологических проблем, конфликтных ситуаций и созданию личностно-ориентированной среды в образовательных учреждениях, налаживанию связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащейся молодежи;

3.2. личностно-ориентированный подход – признание личности ребенка высшей социальной ценностью. Принятие его таким, какой он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний вообще и о данном человеке в частности;

3.3. позитивное восприятие личности, означающее поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других более значимых свойств личности, основывается на оптимизме и вере в возможности и способности личности;

3.4. конфиденциальность, предусматривающая установление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тайны. Предполагает конфиденциальность отношений между работниками социально-психологической службы и учащимися, родителями, педагогами.

  1. Основные направления деятельности социального педагога

4.1. Просветительская и профилактическая

— формирование у учащихся установки на позитивную жизнедеятельность, обучение приемам бесконфликтной коммуникации;

— содействие формированию способностей к самостоятельному принятию решений;

— анализ психологических и возрастных особенностей детей, их микросоциума, круга общения, условий жизни с целью профилактики разного рода проблем социализации учащихся;

— поддержка развития учащихся в различных социокультурных средах (семья, класс, школа, круг общения);

— организация социально-значимой деятельности учащихся.

4.2. Диагностическая

— анализ психологических и возрастных особенностей детей, их микросоциума, круга общения, условий жизни с целью выявления “трудных” подростков;

— выявление положительных и отрицательных факторов социализации личности учащегося, его психологических и медицинских проблем (совместно с психологом и медработником);

— диагностика семей с целью выявления неблагополучия для обеспечения защиты интересов детей;

— исследование по социальному составу семей учащихся (составление социального паспорта);

— диагностика ученического коллектива (состояние, интересы, рейтинг предметов, потребности, перспективы);

— социальная диагностика педагогического коллектива.

4.3. Коррекционная

— оказание социальной помощи нуждающимся в ней детям, в основном “трудным” подросткам;

— социальная защита и поддержка учащихся в различных социокультурных средах, преодоление социальной дезадаптации учащихся;

— социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4.4. Консультативная

— консультации учащихся (индивидуальные, групповые), педагогов, родителей по вопросам социального развития, социальной помощь учащимся;

— консультации учащихся по вопросам профессионального самоопределения.

  1. Основные направления деятельности психолога

5.1. Просветительская и психопрофилактическая работа

— формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития;

— подготовка совместно с социальным педагогом программ индивидуальной работы с учащимися, которые в этом нуждаются;

— выработка рекомендаций для создания благоприятного психологического микроклимата в школеах через оптимизацию форм общения педагога с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников школы по широкому кругу проблем;

— подготовка материалов к проведению мероприятий родительского всеобуча.

5.2. Психодиагностическая работа

— психолого-педагогическое исследование учащихся на протяжении всего периода школьного возраста, выявление индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей их развития;

— психологическое обследование учащихся с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормам;

— изучение психологических особенностей учащихся, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики. Консультирование по вопросам индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;

— диагностика психологических причин отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причин нарушения поведения, уровня овладения необходимыми навыками и умениями;

— диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление психологических причин нарушения общения.

5.3. Психокоррекционная работа

— активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в общении и поведении детей и подростков;

— разработка и осуществление программ, направленных на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

— разработка и осуществление программ коррекции, направленных на устранение отклонений в психическом развитии.

5.4. Консультативная работа

— консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих по проблемам обучения и воспитания детей;

— консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;

— проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, общения детей со сверстниками, самовоспитания и другим.

  1. Сотрудники социально — психологической службы имеют право

6.1. Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях т.д

6.2. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся.

6.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.

6.4. Проводить в школах плановые групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования и по заданию вышестоящих органов.

6.5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях.

VII. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся председателем МКУ РКО и ДМ Оловяннинского района Забайкальского края по предложению социально – психологической службы.

 

Скачать положение (20 Кб)