Приложение 1
К приказу от «07» сентября 2021 № 291
Положение о социально — психологической службе
- Общие положения
1.1. Положение о социально — психологической службе (в дальнейшем СПС) разработано в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Настоящее положение регулирует деятельность социально – психологической службы в Оловяннинском районе. Социально – психологическая служба является одним из структурных компонентов целостной системы образовательной деятельности района, который обеспечивает социально-психологическое сопровождение образовательного процесса.
- Цели и задачи социально — психологической службы
2.1. Целью деятельности социально — психологической службы является личностная и социальная адаптация детей и подростков в процессе обучения в школе, социально-психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса, способствующих личностному развитию, саморазвитии и социализации ребенка.
2.2. Задачами деятельности социально – психологической службы являются:
— преемственность ДОУ и школы;
— обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности ребенка, ее социализации и профессионального становления;
— осуществление профилактики возникновения социально-психологической дезадаптации, создание правового пространства школы;
— адекватное определение проблемы обучающегося и правильная ориентировка в ней ребёнка, его семьи;
— обеспечение условий для решения проблемы обучающегося и его семьи, создание условий для защиты подростка от влияния агрессивной социальной среды;
— помощь семье в создании у подростка мотивации к учению; сохранение учебного потенциала и потенциала развития учащегося; обеспечение всех участников образовательного процесса информацией о естественных склонностях и способностях ребёнка;
— осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
— изучение социально-психологических проблем воспитательной деятельности, стиля руководства учебно-воспитательным процессом, выявление ошибок с целью предотвращения их негативного влияния на жизнедеятельность образовательного учреждения;
— содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами образовательного процесса;
— содействие развитию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствующих их нравственному становлению, как социально-значимой личности; содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи;
— внедрение в деятельность школы психолого-педагогических технологий по обучению и воспитанию учащихся с трудностями школьной и личностной адаптации;
— оказание консультативной помощи ребенку, его родителям или лицам, их заменяющих, и педагогам по разрешению конфликтных ситуаций в семейной и школьной среде;
— проведение консультативно-просветительской работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
— консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связанным с охраной психического здоровья детей;
III. Принципы деятельности социально – психологической службы
3.1. принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном и постоянном сотрудничестве специалистов СПС с другими педагогическими работниками школ, д/с по разрешению социально-психологических проблем, конфликтных ситуаций и созданию личностно-ориентированной среды в образовательных учреждениях, налаживанию связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащейся молодежи;
3.2. личностно-ориентированный подход – признание личности ребенка высшей социальной ценностью. Принятие его таким, какой он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний вообще и о данном человеке в частности;
3.3. позитивное восприятие личности, означающее поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других более значимых свойств личности, основывается на оптимизме и вере в возможности и способности личности;
3.4. конфиденциальность, предусматривающая установление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тайны. Предполагает конфиденциальность отношений между работниками социально-психологической службы и учащимися, родителями, педагогами.
- Основные направления деятельности социального педагога
4.1. Просветительская и профилактическая
— формирование у учащихся установки на позитивную жизнедеятельность, обучение приемам бесконфликтной коммуникации;
— содействие формированию способностей к самостоятельному принятию решений;
— анализ психологических и возрастных особенностей детей, их микросоциума, круга общения, условий жизни с целью профилактики разного рода проблем социализации учащихся;
— поддержка развития учащихся в различных социокультурных средах (семья, класс, школа, круг общения);
— организация социально-значимой деятельности учащихся.
4.2. Диагностическая
— анализ психологических и возрастных особенностей детей, их микросоциума, круга общения, условий жизни с целью выявления “трудных” подростков;
— выявление положительных и отрицательных факторов социализации личности учащегося, его психологических и медицинских проблем (совместно с психологом и медработником);
— диагностика семей с целью выявления неблагополучия для обеспечения защиты интересов детей;
— исследование по социальному составу семей учащихся (составление социального паспорта);
— диагностика ученического коллектива (состояние, интересы, рейтинг предметов, потребности, перспективы);
— социальная диагностика педагогического коллектива.
4.3. Коррекционная
— оказание социальной помощи нуждающимся в ней детям, в основном “трудным” подросткам;
— социальная защита и поддержка учащихся в различных социокультурных средах, преодоление социальной дезадаптации учащихся;
— социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.4. Консультативная
— консультации учащихся (индивидуальные, групповые), педагогов, родителей по вопросам социального развития, социальной помощь учащимся;
— консультации учащихся по вопросам профессионального самоопределения.
- Основные направления деятельности психолога
5.1. Просветительская и психопрофилактическая работа
— формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития;
— подготовка совместно с социальным педагогом программ индивидуальной работы с учащимися, которые в этом нуждаются;
— выработка рекомендаций для создания благоприятного психологического микроклимата в школеах через оптимизацию форм общения педагога с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников школы по широкому кругу проблем;
— подготовка материалов к проведению мероприятий родительского всеобуча.
5.2. Психодиагностическая работа
— психолого-педагогическое исследование учащихся на протяжении всего периода школьного возраста, выявление индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей их развития;
— психологическое обследование учащихся с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормам;
— изучение психологических особенностей учащихся, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики. Консультирование по вопросам индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;
— диагностика психологических причин отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причин нарушения поведения, уровня овладения необходимыми навыками и умениями;
— диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление психологических причин нарушения общения.
5.3. Психокоррекционная работа
— активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в общении и поведении детей и подростков;
— разработка и осуществление программ, направленных на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
— разработка и осуществление программ коррекции, направленных на устранение отклонений в психическом развитии.
5.4. Консультативная работа
— консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих по проблемам обучения и воспитания детей;
— консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;
— проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, общения детей со сверстниками, самовоспитания и другим.
- Сотрудники социально — психологической службы имеют право
6.1. Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях т.д
6.2. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся.
6.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.
6.4. Проводить в школах плановые групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования и по заданию вышестоящих органов.
6.5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях.
VII. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся председателем МКУ РКО и ДМ Оловяннинского района Забайкальского края по предложению социально – психологической службы.
Скачать положение (20 Кб)